Пуск второй Ереванской ГЭС

В следующие годы текущие ремонты производились в ночное время. Днем и вечером это исключалось из-за плотной нагрузки.

Оборудование работало на износ, ухудшалась изоляция генераторов. О напряженной работе станций говорят следующие цифры.

Число часов использования установленной мощности в 1933 г. составило 6300, в 1935 г. — 6640, а в 1936 г. достигло 7180.

В 1935 и 1936 гг. во время вечерних пиков нагрузки частота на ГЭС снижалась до 48 Гц, а иногда и ниже. Трудно приходилось дежурному и ремонтному персоналу.

В воскресные дни в дневное время на ремонт останавливали малые агрегаты, а большие — только по ночам.

Начались пробои статорных обмоток генераторов. Каждый такой случай означал, что потребители получат меньше электроэнергии.

Персонал научился быстро восстанавливать повреждения обмотки, нередко закорачивали поврежденную секцию и тут же пускали машину в ход. Не хватало изоляционных материалов, в особенности тафтяной и киперной ленты.

Первые ремонты статорных обмоток завершали сушкой, а затем стали сокращать время сушки, недосушивать, а затем рискнули включать генераторы и совсем без сушки.

В 1933 г. был пущен Араратский цементный завод. Питался он от наших ГЭС линией электропередачи 22 кВ длиной 50 км. При строительстве линии электропередачи (а она строилась на деревянных П-образных опорах) порой приходилось использовать и не вполне качественный лес. В первый же год эксплуатации при сильных ветрах падали опоры, иногда подряд на всем анкерном участке.

Были случаи, когда поиски места аварии затягивались, и восстановление подачи электроэнергии переносилось на следующий день. На основном потребителе энергии — цементном заводе — нарушалась технология, завод терпел убытки.

Надо было срочно предпринять необходимые меры. В городе открыли аэропорт.

В его распоряжении имелись маленькие самолеты для сельскохозяйственных нужд. Мы обратились с просьбой обслуживать нас при авариях на линии электропередачи.

Заключили договор.

Если авария происходила ночью, то самолет готовился к полету как только светало, а днем — ко времени приезда в аэропорт инженера или мастера линии.