Проходка ствола «Штафхорст-1»

По мнению немецких специалистов, тюбинговая крепь (несмотря на то, что за последние годы она в значительной степени усовершенствована) не гарантирует полной водонепроницаемости. Из двух остальных типов крепи была выбрана двухрядная крепь из швеллерных колец, которая по расчету оказалась дешевле. Была намечена следующая технология проходки участка ствола и его крепления.

Под защитой ледопородного ограждения ствол проходят до заданной отметки без применения взрывных работ, возводят наружную бетонную крепь-оболочку и сооружают на нижней отметке пройденного участка железобетонный опорный венец колонны погружной крепи. Затем, после затопления ствола двухрядная комбинированная крепь постепенно погружается Под действием веса монтируемых сверху новых секций, бетона, которым заполняется пространство между наружным и внутренним «стаканами», и соответствующего количества балластной воды.

После того как колонна встанет на опорный венец, ее центрируют и заполняют снизу вверх цементным раствором или битумом кольцевое пространство между погружной крепью и наружной бетонной оболочкой. Затем откачивают балластную воду, разрушают днище и продолжают проходку в устойчивых породах.

По такой технологии были пройдены стволы № 7 шахты «Августа-Виктория» и № 6 шахты «София-Якоба».

Замораживающие скважины (40 скважин на расстоянии 1,10 м одна от другой) были пробурены по кольцу диаметром 14 м на глубину 260 м. Три скважины пробурили до глубины 280 м с частичным извлечением керна, чтобы точнее определить будущее положение опорного венца и, следовательно, необходимую высоту колонны крепи. Окончательное положение опорного венца предстояло определить непосредственным наблюдением после обнажения пород при проходке ствола.

Фактически проектную глубину заложения венца — 267 м в дальнейшем изменять не пришлось.