Послевоенная пятилетка

Из-за гололеда и сильного ветра в некоторых районах на линиях произошли обрывы проводов и падение опор. Как-то в 2 часа ночи раздался звонок из Москвы: у телефона министр электростанций.

Он спросил о положении дел в энергосистеме и предложил помочь.

Через день нам сообщили из аэропорта, что в наш адрес на двух самолетах поступили разные грузы, в том числе теплая одежда и даже лыжи, которые затем были успешно использованы нашими линейщиками.

Вскоре открылась автодорога Баку-Сумгаит.

В начале 50-х годов в Баку приезжал акад.

А. В. Винтер.

Он осматривал вместе с нами ТЭЦ «Красная Звезда», где еще в начале века работал начальником эксплуатации сетей.

Александр Васильевич вспомнил о некоторых любопытных случаях тех времен.

С первых дней включения в эксплуатацию линии 20 кВ, построенной впервые в России от Белгородской станции до Сабунчинских промыслов, она часто по неизвестным причинам аварийно отключалась. Перерыв в подаче электроэнергии согласно договору был связан с уплатой больших неустоек.

К тому же это отпугивало потребителей, относившихся еще с большим недоверием к новому виду энергии.

Появились неизвестные личности, предложившие за определенную плату свои услуги по охране линии. Инженеры компании согласились принять их условия и не прогадали: загадочные аварии на линии прекратились.

Как выяснилось позже, эти «охранники» сами простреливали провода на линии. К 50-м годам бурно развивающаяся промышленность раздвигает свои границы, охватывая всю территорию республики.

Новые месторождения нефти в Ширване и Кировабаде, руды в Дашке-сане, стремительный рост химической и металлургической промышленности в старейшем городе республики Гяндже и в городе моей молодости Сумгаите со всей остротой ставят задачи дальнейшего роста выработки электроэнергии.

Хотя и расширялась Сумгаитская ТЭЦ, строилась ГРЭС «Северная», но всего этого было мало.

Лишь с развертыванием на р. Куре внушительной стройки Мингечаурского гидроузла энергетика республики получила дальнейшее мощное развитие.