Изменения компоновочных решений

В те годы мы не задумывались об условиях производства работ, которые теперь считаются приемлемыми для начала монтажа котельного оборудования: готовое здание, готовая крыша, отопление. Основным у монтажного коллектива было горячее стремление поскорее начать монтаж и в установленные сроки ввести в эксплуатацию агрегаты. Поэтому как только были построены фундаменты котлов, мы начали монтаж, а наши товарищи строители продолжали возводить тяжелые монолитные железобетонные конструкции главного здания станции.

Интересно вспомнить, какими средствами мы пользовались в то время для монтажа котельных агрегатов. Тяжелые каркасные конструкции, имеющие вес колонн около 8 т и балок до 12 т, монтировали при помощи деревянных мачт, изготовленных здесь же на монтажной площадке.

Никаких подъемных кранов и электрических лебедок у нас тогда и в помине не было.

Подъем производился ручными лебедками, на каждую из которых приходилось ставить не менее четырех монтажников.

При таком способе подъема колонна или балка очень медленно ползли вверх. И тем не менее вся станция с двумя сравнительно большими, по тем временам, котлами и двумя турбовоздуходувными машинами, включая весь комплекс оборудования — станционные трубопроводы, химводоочистка, нефтехозяйство и пр., — была построена, смонтирована и введена в эксплуатацию менее чем за полтора года: начали мы монтаж в августе 1932 г., а пустили станцию в ноябре 1933 г. Мы очень гордились этой своей работой.

Гордились все: бригадиры, мастера, инженеры. Славный был у нас коллектив в Кичкасе, работающий, думающий…

Многому я научился на этом монтаже. Со многими монтажниками мне пришлось работать и после.

Но обо всех своих товарищах не напишешь… Безотказные люди наши монтажники.

Вот, к примеру, Ефрем Андреевич Фурманов. В те времена, будучи уже пожилым человеком, он работал у нас на монтаже бригадиром.

Довольно ворчливого права, любящий, чтобы его бригада хорошо зарабатывала, он никогда не отказывался ни от какой работы. Бригада Фурманова считалась у нас бригадой трубопроводчиков.

Но на любом участке, где намечался прорыв, эта бригада безотказно принимала на себя тяжелый труд по ликвидации прорыва.