Укрепления материалами обочины

В дорожную одежду и грунты земляного полотна вода проникает при появлении на покрытиях дефектов (ямочности, келейности), завышении обочин по сравнению с проезжей частью Дороги. В горных районах, в условиях значительного влага накопления в грунтах земляного полотна, крутизна обочин должна быть Увеличена по сравнению с действующими нормами до оптимальных значений. Атмосферные осадки, попадающие на тяжелые суглинки и глины, при поперечном уклоне обочины более 40%. практически не просачиваются под основание проезжей части. В то же время безопасность движения резко ухудшается, особенно при наличии слабого растительного слоя. Следовательно, уклон обочины для этих грунтов должен быть 40%. В горных условиях обочины следует укреплять материалами, обработанными вяжущими (в районах НГ7 и IIB17). При этом уклон обочин должен быть 40%. В других районах (IIIP5 и IIIP8) обочины укрепляют гравием, придавая им уклон 60%. Как указывалось выше, прокладка автомобильных дорог нередко нарушает равновесие окружающей среды. Одной из основных причин этого нарушения является водная и ветровая эрозия почв. Причиной эрозии почв нередко служат водопропускные сооружения. Водотоки при пересечении их горными дорогами оказываются стесненными малыми мостами и трубами, вследствие чего скорости в водопропускных сооружениях и за ними значительно возрастают по сравнению с бытовыми. Это создаст условия для развития водной эрозии.

Эрозионная деятельность в горах проявляется в образовании оврагов ниже водопропускных сооружений. При неудовлетворительно запроектированном водопропускном сооружении, водоток вследствие размыва дна и берегов может превратиться в глубокий и широкий овраг, что создает угрозу устойчивости земляного полотна и сельскохозяйственному использованию прилегающих земель. В горных районах с благоприятствующими развитию эрозии условиями на стадии эксплуатации автомобильной дороги необходимо принимать дополнительные меры против размыва.