Поперечные швы сжатия и расширения

Классифицировать деформационные швы бетонных покрытий можно по трем признакам: по назначению и в связи с ним принципиальному конструктивному решению; расположению в плане покрытия; по методу устройства паза шва. По назначению различают деформационные швы расширения, швы сжатия, швы коробления и рабочие швы. Швы расширения и сжатия рассчитаны на восприятие горизонтальных деформаций плит, возникающих под влиянием изменений температуры и влажности бетона, а также его усадки. При этом основная цель устройства швов расширения — обеспечить продольную устойчивость покрытия при его нагреве в жаркую погоду. Швы коробления снабжены анкерными штырями и не могут воспринимать горизонтальных деформаций смежных плит; они работают как шарниры и предназначены для обеспечения небольших угловых перемещений смежных плит, возникающих при их короблении под действием температурного градиента по толщине плиты, а также для ограничения раскрытия шва при неравномерной просадке смежных плит. Рабочие швы устраивают в конце рабочего дня и при длительном перерыве в бетонировании (1-2 ч и более). Как правило, рабочие швы совмещаются со швом расширения, но могут выполняться по типу шва сжатия. По расположению в плане деформационные швы подразделяют на продольные и поперечные. Продольный шов устраивают, как правило, по середине бетонной плиты во всех случаях, когда ее ширина превышает 4,5 м. Если бетонирование производят полосами меньшей ширины, то продольный шов делают на стыке смежных полос.

При строительстве многополосных автомагистралей категории бетонное покрытие проезжей части может иметь два или несколько продольных швов. Поперечные швы сжатия и расширения могут быть прямыми (под углом 90° к оси покрытия) или косыми. Рабочие швы устраиваются только прямыми.