Детали проектирования корыта

Второй способ имеет тот недостаток, что насыпанную и уплотненную землю приходится снова копать перемещать, но выгоден тем, что не требует закладки новых резервов и может применяться при уравновешенных земляных работах за счет выемок. Так как в большинстве случаев земля для насыпей берется из резервов, а не выемок, то первый способ следует рекомендовать при широких насыпях и в особенности при искусственном уплотнении грунта. В выемках во всех случаях обочины делаются по заданной отметке, а корыто полностью выбирается на изымет. Наиболее целесообразным является второе решение, как более экономное и в то же время соответствующее условиям работы покрытия, так как край покрытия является всегда наиболее слабым местом не говоря уже о том, что при интенсивном движении наиболее тяжелые автомобили двигаются ближе к обочинам. Перед рассыпкой песка в корыто грунт основания должен быт спланирован и уплотнен. Без искусственного уплотнения можно обойтись только в том случае, если устройство части ранее, чем через год. При более срочном устройстве покрытия уплотнение насыпи искусственными способами обязательно. На большую глубину давления от катка передается лишь в незначительной части от давления па поверхности (ориентировочно на глубине 15 см передается 25-35% давления вблизи поверхности). Нужны очень катки (удельное давление 80-100 кг па йог. см барабана), чтобы можно было укатывать слои порядка 25 см. При применении трамбовок давление передается на большую глубину, примерно, на ширину или диаметр трамбовки — для песков, примерно на 0,75 этой величины — для глинистых грунтов. Отсюда видно, что для трамбования совершенно не годятся трамбовки ручные и вообще легкие, а следовательно и с небольшой площадью трамбования.

На постройке германских автомобильных дорог широко применяются трамбовки с большими размерами трамбующей и литы 2,5 X X 2,5-м, подвешиваемые к стреле гусеничного экскаватора. Такая плита надает с высоты 1,5-2 м при 15-20 ударах в минуту, уплотняя до 800-1 000 м2 в смену.